Поиск
Умники и умницы: как ТГУ ищет и привлекает талантливых абитуриентов
25 февраля 2022

Ведущие университеты России с каждым годом активизируют борьбу за способных и мотивированных абитуриентов. «Охота» на таких ребят начинается задолго до приёмной кампании. Начальник отдела по работе с талантами и профориентации Управления нового набора ТГУ Анна Коршунова рассказала в интервью газете Alma Mater, как Томский государственный университет привлекает таланты, почему за них сейчас конкурируют не просто вузы, но и страны, и насколько пандемия изменила механизм проверки знаний умниц и умников.

Справка Alma Mater:  Томский государственный университет организует олимпиады по всем общеобразовательным предметам и 6 профилям на 115 площадках проведения. Среди самых популярных олимпиад – ОРМО, междисциплинарная олимпиада школьников «Технологическое предпринимательство», олимпиады школьников «Саммат», «Будущее Сибири» и другие.

Инструмент для достижения мечты

– Анна, расскажите, когда ТГУ начал проводить олимпиады и много ли тех, кто готов проверить свои силы в интеллектуальных состязаниях?

– Опыт организации и проведения олимпиад ТГУ имеет с 2000 года. Тогда была основана Открытая региональная межвузовская олимпиада школьников (ОРМО). Её основные цели и задачи – выявление и развитие у школьников творческих способностей, интереса к научной деятельности, создание условий для развития и поддержки талантливых детей. Сейчас Томский госуниверситет организует и проводит ряд собственных олимпиад, рассчитанных не только на школьников, но и на студентов, а также активно участвует в проведении региональных и всероссийских олимпиад, в том числе для иностранных участников.

Если говорить о том, насколько популярны олимпиады, то желающих поучаствовать довольно много. Победители и призёры получают не только звание, но хорошие бонусы, например, право поступить в тот или иной университет без вступительных испытаний либо дополнительные баллы при зачислении. В этом году общее количество участников, которые прошли через наш Олимпиадный центр по всем школьным олимпиадам, составило около 30 000 человек, из них ОРМО написали 19 100 человек.

На фото: Анна Коршунова (ТГУ), Михаил Бараксанов (ТГУ) Светлана Федорова (декан факультета довузовского образования и профориентации СВФУ) на совещании Российского совета олимпиад школьников в МГУ

– Можете описать портрет современного олимпиадника? Какой он?

– Я бы разделила всех участников на два основных типа. Первый – это люди, активные по жизни. Они имеют большой опыт участия не только в наших олимпиадах, но попробовали себя много где ещё – на форумах, фестивалях, в волонтёрстве и многом другом. Второй тип – участники, которые понимают, что олимпиада – это инструмент, который можно использовать для того, чтобы повысить свои шансы на поступление (при условии, что участие будет успешным). 

Как правило, после зачисления первый тип продолжает столь же активную деятельность, как и ранее, либо даже увеличивает её, используя возможности университета. Второй тип либо включается в новые активности, видя большое количество сфер, предлагаемых вузом, либо успокаивается, поскольку основная цель – поступить – достигнута.

Мало найти, нужно вырастить

– ТГУ и раньше активно проводил олимпиады, но в 2016 году появился специализированный центр. Для чего он был создан?

– Наступил момент, когда борьба за талантливых абитуриентов вышла на новый уровень. Причём, эта конкуренция развивается не только и не столько среди российских университетов. Сейчас за способных, упорных, мотивированных ребят борются страны, ведь границы между государствами преодолеваются довольно легко. Можно поучаствовать в конкурсе, выиграть грант на обучение и уехать в другую страну. Зарубежные вузы охотно принимают талантливых ребят.

Стало очевидно, что просто привлечь таких участников на олимпиаду недостаточно. Их нужно заинтересовать, чтобы они остались у нас, а в идеале – вырастить эти таланты со школы. Чтобы к её окончанию они узнали Томский государственный университет, прониклись его атмосферой и, стоя перед выбором, отдали свой голос не другому вузу, пусть даже столичному, а захотели поступить сюда.

– Задача не из простых. Какие подходы используете для её решения?

– Один из основных подходов – это сопровождение. Оно осуществляется в разных формах и на разных этапах. К примеру, наш центр не только организует и проводит олимпиады, но и помогает к ним подготовиться: приглашает победителей и призеров отборочных этапов на тренировочные сессии – и перед вторым туром, и перед ЕГЭ. Участвовать в тренировочных сессиях можно как очно, так и дистанционно.

Вместе с городским департаментом образования университет организует профильные смены «Образование будущего», это большая программа – тренировочные сессии по образовательным предметам, мастер-классы, лабораторные практикумы, профориентационные мероприятия. Другое крупное мероприятие, которое неизменно пользуется успехом, – это форум «Таланты Сибири». На него собираются ребята из самых разных регионов, занимаются проектной деятельностью. Для школьников он интересен большим количеством университетских активностей, они заряжаются атмосферой ТГУ. У них появляется желание испытать её вновь, поэтому участники форума нередко возвращаются в наш университет уже в качестве студентов.

– Анна, пандемия усложняет проведение таких мероприятий, ведь для них предпочтителен очный формат?

– Да, это так. Мы пробовали проводить «Таланты Сибири» онлайн, но почувствовали, что эффект совсем другой, очень не хватает живого общения. Поэтому мы, видя тенденцию, согласно которой в середине весны – начале лета обычно наблюдается спад заболеваемости COVID-19, стараемся попасть в этот период. В 2022 году образовательный форум «Качество жизни» намечен на апрель, «Таланты Сибири» – на май. Мы очень надеемся, что всё сложится благополучно и мы сможем мероприятия провести офлайн, как и планировали.

За чистоту эксперимента

– Сейчас этапы олимпиад проводятся дистанционно либо в смешанном формате. Расскажите, как удаётся обеспечивать качество испытаний?

– Действительно, первый отборочный этап, как правило, проводится онлайн. Второй этап участник может пройти удалённо либо очно. Поначалу, когда все мы привлекали к новому формату, у ребят было некоторое ощущение дискомфорта, но потом они довольно быстро адаптировались к ситуации. Сейчас даже при возможности очного участия большинство готово выбирать дистанционный формат. У него есть свои плюсы. Один из них – спокойная обстановка, в которой участник может показать свой уровень знаний. Нет того волнения, которое порой мешает продемонстрировать реальные знания.

Безусловно, есть и минусы. Несмотря на применение системы прокторинга, шанс списать или использовать «помощь друга» технически остаётся, поэтому, по возможности, мы проводим заключительный этап в очном формате. К тому же, у нас есть «страховка»: согласно регламенту, принятому в ТГУ, победители и призёры заключительного этапа олимпиад (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта) должны подтвердить свои достижения по предмету результатом ЕГЭ не ниже 75 баллов. В подавляющем большинстве случаев ребятам это удаётся. По некоторым предметам, например, русскому языку, у победителей и призёров балл ЕГЭ обычно выше 90.

– Какие бонусы получают эти ребята?

– Один из основных бонусов – зачисление в университет без экзаменов с суммой 300 баллов. Получение этого права зависит от степени диплома и уровня олимпиады. Вместе с тем талантливый студент может получить ректорскую стипендию размером до 20 000 рублей.

В 2021 году в ТГУ поступили 155 победителей и призёров школьных олимпиад и более 450 победителей и призёров студенческих олимпиад. Для победителей и призёров и университета олимпиада – это история, когда выигрывают оба: участник исполняет свою мечту и становится студентом одного из лучших вузов России, а университет получает в «семью» талантливого студента с задатками лидера и желанием расти.

Познакомиться с полным списком олимпиад можно в специальном разделе на сайте Абитуриент ТГУ.