Поиск
Профессия в тренде: о настоящем, прошлом и будущем маркетинга
16 декабря 2020

Еще одна декабрьская встреча проекта ТГУ «Профессия в тренде» была посвящена маркетингу. Маркетолог Никита Гаршин, руководитель управления маркетинга и развития бизнеса АО «НПФ «Микран», рассказал будущим абитуриентам о том, чем занимается маркетолог, что нужно знать, чтобы тебя взяли на работу, и какие сейчас перспективы у этой профессии.

Маркетолог – специалист, который занимается анализом спроса на производимый товар и рынки сбыта товара. Сам процесс работы маркетолога состоит из предоставления руководству фирмы рекомендаций, которые будут определять, будет ли целесообразным выпуск и продажа определённого товара.

По словам Никиты Гаршина, сфера маркетинга, если говорить коротко и понятно, – это деятельность по привлечению и удержанию клиентов. Сегодня бизнесу нужно бороться «за место под солнцем», потому что рынки очень конкурентные.

– У меня интересный опыт трудоустройства и опыта работы. Я окончил факультет международного управления в ТГУ. На тот момент это было хорошее образование, которое позволяло выпускникам разбираться в экономике и контактировать с иностранными компаниями. После вуза мне интересно было создать собственный бизнес, но сначала я недолго поработал по своей профессии – государственное и муниципальное управление, иначе говоря, чиновником. Спустя какое-то время я разочаровался в этой работе и поставил перед собой другие цели.

На данный момент я уже пять лет работаю в компании «Микран». А начал я с бизнес-аналитики, поработав немного на себя. Затем откликнулся на вакансию инженера телекоммуникаций в «Микран», которая вообще не совпадала с моим резюме. Я был открыт новым предложениям, мне было интересно попробовать себя в чем-то другом, к тому же, имя компании было на слуху.

Во время собеседования решилось, что я стану бизнес-аналитиком коммерческого подразделения. В компании я быстро вырос и через пять лет занял должность начальника управления маркетинга и развития бизнеса.

Есть ли будущее у профессии маркетолога?

– В будущем аналитические задачи, скорее всего, будет выполнять искусственный интеллект, так что большие данные – big data, data science – тема очень актуальная. Помню, мы даже интегрировали молодых специалистов по data science в работу нашей компании. Однако я уверен, что через 10-15 лет профессия очень изменится, будет более цифровой.

Не каждый человек с коммерческого рынка может прийти и стать ключевым специалистом технологической компании. По крайней мере, в части маркетинга и коммерции. Такая деятельность требует много времени, чтобы включится в работу и адаптироваться. Однако именно в этом специфика работы любой высокотехнологичной компании. То есть, в принципе, наша работа как маркетологов заключается и в том, что нужно вникать в различные технические аспекты.

Что нужно знать и уметь?

– Для нашей работы необходимо знание второго языка, так как мы общаемся с международными партнёрами, и маркетологи – это посредники между техниками и покупателями. Также вы должны иметь представление о том, как работает техника, знать математику, уметь программировать, понимать физические законы и уметь анализировать большой объем информации. Если говорить о высшем образовании, то чтобы это уметь, не обязательно идти на специальность маркетолога. Более того, такой диплом меня скорее насторожит, так как у маркетологов больше теории, чем практики. Нас же как работодателей интересует скорее техническое или экономические образование. Мы готовы обучать своих сотрудников.

Для маркетолога очень важно умение правильно формулировать задачи, в том числе технические, для исполнителей: контент менеджеров, интернет-маркетологов, дизайнеров; придумывать контент для онлайн- и офлайн-компаний, таких как ивенты, семинары и продвижение в сети. 2020 год – кризисный. Поэтому сейчас тренд на «универсального солдата», который почти всё умеет делать сам.

По словам Никиты Гаршина, в этой профессии очень важно уметь конкурировать, адаптироваться к любым условиям работы, самообразовываться и искать информацию в любых источниках:

– Практика показала, что очень сложно перестроить готовых специалистов, проще научить заново – причем, только практикой, через проекты и общение с заказчиками.

Что сейчас можно сделать, чтобы стать маркетологом?

– Чтобы стать маркетологом, если бы я был в 11 классе, я бы смотрел чуть шире: я бы изучал технику, учился бы скрипты писать, учил языки – и лингвистические, и программирования. Эти навыки смогут дать человеку очень много в профессии.

Я думаю, мы, компании, можем сделать больше, если будем работать с университетами, в том числе «выращивать» молодежь. У «Микрана» есть базовая кафедра в физико-техническом лицее плюс стипендии для студентов имени Гюнтера. И мы поощряем студентов, которые развиваются в смежных областях.

Справка: Акционерное общество «Научно-производственная фирма «Микран» – предприятие радиоэлектронного комплекса России, специализирется на разработке и производстве оборудования беспроводной связи различного назначения. Ежегодный объем производства предприятия в Томске – больше 2,7 млрд рублей. В 2015 году «Микран» вошел в топ-10 высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний России рейтинга «Техуспех».

Текст: Захарова Анна, ФЖ ТГУ.

ПОСМОТРЕТЬ ВСТРЕЧУ ПОЛНОСТЬЮ НА YOUTUBE