Поиск
Art&Science: Дмитрий Галкин – о новых моделях креативности для новой технологической эпохи
26 ноября 2020

Сегодня в рамках проекта «Университет открытий» мы поговорим о взаимодействии науки и искусства. Казалось бы, вещи несовместимые, однако Дмитрий Владимирович Галкин, директор Института искусств и культуры ТГУ, профессор, доктор философских наук, 20 лет изучает научное искусство. Он расскажет о том, как происходит интеграция двух сфер человеческой деятельности, с одной стороны которой стоят ученые, с другой – художники.

Art&Science – это направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ.

Дмитрий Галкин руководит новой магистерской программой «Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии» на базе Института искусств и культуры (ИИК) ТГУ. Эта междисциплинарная программа реализуется совместно с Сибирским центром дизайна ТГУ, аналогов ей в Сибири нет.

Магистранты создают проекты по актуальным для современного общества проблемам и концепциям. Ведь, по мнению Дмитрия Владимировича, дизайн и современное искусство – это не украшательство, а работа над сложными и важными социальными задачами.

Почему эта тема интересна людям

– Как давно вы занимаетесь темой Art&Science? Почему вам это интересно? И почему может быть интересно другим?

– Последние 20 лет занимаюсь исследованиями технологического искусства. Термин Art&Science появился не так давно и относится к экспериментам художников, которые не только обращаются к передовым технологиями – от искусственного интеллекта до биотеха, но и работают с научным знанием и методологией.

Эта область должна быть интересна всем, кто понимает важность работы в современных междисциплинарных полях науки, дизайна, искусства и технологий. Кроме того, это одна из самых мощных областей, где проявляется и формируется креативность и новые модели творческого мышления. Университеты тоже стали осознавать важность этих новых моделей креативности.

Не менее важно понимать потенциал искусства для популяризации, объяснения и критического осмысления науки, разработки сложных этических вопросов, пропаганды новых ценностей – таких как рациональное/критического потребление, здоровый образ жизни, забота об окружающей среде, новые формы солидарности, межкультурного диалога и других.

– Расскажите о робототехнике в искусстве: что уже применяется, а что только планируется применить?

– Художники давно работают в области робототехники. Лет 60 точно. Вместе с учеными и инженерами. Существуют самые разные проекты. Это роботы-художники, роботы-перформеры, роботы-поэты. Австралийский художник Стеларк, например, один из пионеров так называемых экзоскелетов, которые он сам конструирует и использует в своих перформансах с 90-х годов прошлого века.

Подкасты об Art & Science можно посмотреть здесь: https://sciart.podbean.com

О Стеларке есть статья в Википедии
 

Куда движется Art&Science

– Как вы думаете, с чем связано стремительное развитие Art&Science в последние 15 лет?

– Во-первых, это связано с колоссальными научными достижениями последних десятилетий и развитием науки. Во-вторых, технологическому искусству вообще уже больше 100 лет. Просто сегодня в руках у художников оказались новые мощные инструменты биотехнологий, генетики, ИИ, материаловедения. Кроме того, со стороны ученых все больше интерес к междисциплинарности и новым формам креативности. Искусство стало играть большую роль в популяризации и критике науки с точки зрения возможных последствий.

– Могут ли ученые и деятели искусства объединиться, чтобы решать общие проблемы? Как они могут друг другу помогать?

– Не просто могут, а должны это делать! Именно это я пытаюсь донести своим магистрантам на программе «Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии». И подключить их к этой работе.

Что почитать по теме: Семен Владимирович Ерохин, философ:
«Теория и практика научного искусства»

А что в Томске?

– Как направление Art & Science развито в Томске?

– Мы сейчас работаем с проблематикой экологии, популяризации науки, создания новых интерфейсов, креативных/генеративных возможностей искусственного интеллекта, интеллектуальных решений для городской среды, а также разработки компьютерных игр.

– Много ли молодых людей интересуются этой темой в Томске, в ТГУ?

– Я могу судить по конкурсу в нашу магистратуру и посещению наших мероприятий. Для такой новой и необычной области интерес весьма убедительный. Но потенциал далеко не исчерпан.

– Какие у Art&Science перспективы для развития?

– Здесь много важных векторов. Один из них – собственно художественные проекты для выставок, музеев, фестивалей. Во-вторых, это, конечно, развитие прикладных решений, более близких к экспериментальному дизайну, архитектуре, промышленному дизайну. Очень важный вектор – популяризация науки! Он сейчас крайне востребован и учеными, и обществом. И, конечно, это вектор формирования новых моделей креативности для ученых, художников, дизайнеров, инженеров.

Лекции выпускника ИИК Кирилла Яндулова:

«Искусство новых медиа»: https://vk.com/tomskuniversity?w=wall-10540_42185

«Искусство и робототехника»: https://vk.com/tomskuniversity?w=wall-10540_42044

Выпуск проекта «Художник – ты что?»: https://vk.com/video-10540_456239746?list=fee77b8042e..

От обычного человека до судьбы всего человечества

– Как объяснить науку и проработать этически проблемные вопросы? Например, о взаимодействии робота и человека.

– Примерно так. Вот вопрос: кого должен убить/спасти в критической ситуации на дороге автомобильный автопилот – старика на перекрестке или ребенка в машине? Нужна модель ситуации во всей наглядности и остроте. Такие модели – понятные и задевающие всех нас – может создавать только искусство. Именно они должны становиться основой общественной дискуссии по этому поводу.

– Как наука и искусство могут повлиять на судьбу обычного человека?

– Очень по-разному. Практически всё, что мы потребляем в виде экранных образов сегодня – это продукт науки и искусства. Это основа развлекательной индустрии. В одежде и дизайне среды примерно то же самое. Чего не хватает – осознания этой ситуации и новых культурных, экономических, социальных обстоятельств, в которых мы оказались. Наука и искусство могут помочь осмыслить и принять новые ценности, я уже о них говорил – рациональное/критическое потребление, здоровый образ жизни, заботу об окружающей среде, новые формы солидарности, межкультурный диалог и другие.

Текст: Анна Захарова, студентка ФЖ ТГУ.