Томские совместные чтения в Научной библиотеке ТГУ

21 Октября 2016

Томские совместные чтения проходят в Научной библиотеке ТГУ с февраля 2016 года. Это результат работы сообщества «Молодые библиотекари» в рамках проекта «Наш регион».

Томские совместные чтения призваны решить проблему чтения в молодежной среде, столь актуальную сегодня, хотя корни ее значительно глубже и требуют системного решения. Конечной целью своей деятельности организаторы видят не только развитие читательского интереса у молодежи, но и единение людей на личностном уровне, более глубокое общение между ними.

В Томских совместных чтениях сейчас четыре составляющих – «Книжная сессия» и три авторских курса: «Чтение как школа мысли» (Ю. Н. Шевченко), «Чтение о себе и о Другом» (Л.В. Шевченко, к.ф.н.), «История духовных исканий» (о. Александр (Печуркин))

«Книжная сессия»

Это встречи-беседы с преподавателями и педагогами гуманитарного профиля вокруг художественного текста и литературных тем. Вопросы, на которые мы вместе пытаемся найти ответы: зачем читать? что читать? как выбрать? как понять автора? как понимать друг друга? Наши гости: филологи, психологи, педагоги, историки, сценаристы, философы – гуманитарии.

«Чтение как встреча с мыслью»

На встречах с Юрием Николаевичем. Шевченко поднимаем важные вопросы:

  • С какой целью мы читаем?
  • Что говорят книги о книгах и книги о чтении?
  • Могу ли я научиться, если не учусь?
  • Читаем ли мы, читая?

И приходим к пониманию. Например: Человек определяется общением.

Общение – высший вид деятельности.

Высший вид общения – чтение.

Человек сам себя должен обеспечить благим общением.

Человек приближается к Логосу, развивая чувства и мышление, т.е. сердце и ум.

Цель встреч – становление Читателя, умеющего понимать автора через разные аспекты: восстановление культурно – исторического, антропологического контекстов.

Мы уже читали: «Диалектика мифа» А.Ф. Лосева, «Теэтет» Платона, рассказы А.П. Чехова.

«Чтение о себе и о Другом» с Ларисой Владимировной Шевченко, к.ф.н.

Предметом Чтений (О себе и о Другом) является чтение как особая деятельность, чтение как опыт и практика.

Часто в культурных контекстах затрагивающих обсуждение художественной литературы, фокус внимания нацелен на концепции авторов, на проблематику произведений, на закономерности какого-либо исторического периода литературы, на специфику художественного языка. Так или иначе, это представляет собой теоретический дискурс, ложной альтернативой которому является некая волюнтаристская линия «своего понимания» произведения.

Концептуальные рамки нашего проекта предполагают обсуждение личного опыта чтения. Целью такого общения является осмысление чтения, его эффектов и результатов, конкретных способов чтения произведений. Почему те или иные места кажутся более значительными, и человек выделяет какие-то слова и фразы; с чем связано желание выписывать цитаты; что в произведении захватывает больше всего; чем вызвана потребность перечитать произведение; почему возникает желание закрыть книгу и оставить чтение; как формируются «фильтры» качества произведений. Из чего складывается компетенция читателя?

Особенность такого жанра заключается в специфике обсуждения личного опыта. «Результативность такого обсуждения зависит от степени открытости участников, насколько человек готов искренне выносить свой опыт для разговора публичного. Только открытость рождает ответную открытость. В такого рода дискурсе возникает определённы уровень приватности, т.к. обсуждение опыта предполагает прояснение вопросов о своих переживаниях и ценностях.

Рассказ о себе – это перформативный акт, который является выстраиванием личности как субъекта и как объекта. Вынося личное на публику, человек не просто рассказывает о какой-то реальности, но и создаёт её. Именно в такой ситуации, с помощью вопросов участников, осознаются личное видение, своя позиция в поле общего знания.

Зачастую люди, не готовые к подобному жанру общения, уводят разговор в понятные рамки «объективного» знания: что автор хотел сказать, каковы основная проблема произведения, ведущие герои и пр. Либо (как правило, более молодые читатели) ограничиваются пересказом сюжета, особенностей героев. И та, и другая позиции вполне объяснимы. Однако задачей ведущего (модератора) является удержание рамок разговора об опыте чтения. Бывает достаточно двух-трёх человек, имеющих живой добровольный опыт чтения, чтобы обсуждение приобрело нужную глубину и актуальность. Заинтересованный в данном вопросе собеседник позволяет сформулировать и затем осмыслить то, что невозможно сделать автономно.

Анонсы встреч можно посмотреть в группе в VK «Томские совместные чтения».

Программа встреч – в Приложении (на ноябрь 2016 г.) и в Календаре событий на сайте.

Контакты:

Телефон: 8 923 419 1984 Анастасия Нургалиева

e-mail: virtr@list.ru

Вконтакте: https://vk.com/dialogiochtenii

Skype: Tomskie_chteniya


Возврат к списку